Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 29 августа 2013 г.

"КрАЗ" - DNA based on proprietary traits KrAZ


Рисунок КрАЗа 2000г. 
DNA based on proprietary traits KrAZ (ДНК на основе собственных черт КрАЗа) или (DNA, signature elements) « фирменными чертами » . «Brand DNA», то бишь «ДНК марки».
Что это значит? На западе это называют разными терминами, а в вольном переводе − ДНК фирменного стиля, это свойственные черты и пластические приемы которые носит только продукт определенной марки, фирмы. Пример из автомобильного мира может служить Mercedes-Benz, а для людей по моложе можно привести аналогию с последними разработками продуктов Apple. Также этот термин взят  ради маркетингового хода. Смысл его в том, что фирмы, которые имеют довольно богатую историю, связывают модели из прошлого с современными находя определенные сходства в силуэтах пропорциях и выдавая это за преемственность и соответствие стиля на протяжении всего существования модели. Убеждая потребителя, что они не растеряли своих особенных черт, пример тот же  Mercedes-Benz.
В бывшем СССР не было изобилия марок и моделей грузовиков как скажем на «Западе». Тем не менее, преемственность и перенос фамильных черт от предыдущих моделей на новые можно проследить у грузовиков ГАЗ, МАЗ (у безкопотных моделей), КрАЗ.
Поговорить о ДНК дизайна продукта КрАЗ, стоит только потому, что эта фирма единственная, которая производит грузовики тяжелого класса в Украине, и еще к тому же существует.
            В  СССР КрАЗ выполнял роль грузовиков для тяжелых условий эксплуатации, они широко эксплуатировались на различных стройках и карьерах, на нефтедобывающую промышленность. Грузовики марки КрАЗ появились благодаря марки ЯАЗ в мае 1958-го «наверху» приняли решение передать в Кременчуг производство тяжелых трехосных грузовиков из Ярославля, а завод на берегах Волги специализировать исключительно на выпуске силовых агрегатов. 


ЯАЗ-200 — первый опытный образец построенный в 1945 г. Фото из архива Е.И. Прочко
Начнем с «младшего» двухосного  ЯАЗ 200 (1947-1951). Первый опытный образец ЯАЗ-200 имел совершенно другой дизайн кабины. Чтобы сократить время проектирования и изготовление образца, кабину позаимствовали у американского грузовика Mack серии «L» модельного ряда 1940 года. Автомобиль имел такой же, как на тягаче Я-12, силовой агрегат GМС. Но впоследствии  из-за прекращения поставок из США тонкого стального листа машины получили оригинальную дерево-металлическую кабину упрощённой конструкции.  ЯАЗ-200 имел закрытую трёхместную кабину, с металлическими крышей, капотом, крыльями и облицовкой радиатора. Из-за дефицита тонколистового холоднокатаного металла каркас кабины делали из дерева и обшивали узкими досками — «вагонкой». Для вентиляции кабины ветровые окна сделаны открывающимися. Подвешенные на верхних петлях, они могут откидываться вперёд и при помощи кулисного механизма закрепляться в любом положении. ( тут можно прочитать историю возникновение ЯАЗ,МАЗ 200



МАЗ 200 (1951-1966) представлял собой чуть видоизмененный ЯАЗ 200. Внешние отличия заключались в иной решетке радиатора (на ЯАЗе — с горизонтальными брусьями, на МАЗе — с вертикальными)  и эмблеме зубра (вместо эмблемы медведя).

Так же почти параллельно шла работа над семейством трехосных грузовиков.  Есть утверждения, что ЯАЗ 210 это копия  Diamond . Но это не совсем так, но сходства и заимствования есть.
ЯАЗ 210 − трехосная серия тяжелых грузовиков созданный с оглядкой на американский трехосный грузовик Diamond и "Маск" NR6.
 Diamond и Маск NR6
Слева направо: ЯАЗ 210,  ЯАЗ 210Д,  ЯАЗ 210Е   
С «Американцами» наши конструкторы успели познакомиться еще во время войны, они поставлялись в СССР по ленд-лизу. . Поэтому у советских специалистов было достаточно возможностей познакомиться с машиной, испытать ее в самых тяжелых условиях и прочувствовать совершенство и недостатки конструкции. Внешне же сначала он был похож на MACK, если это вообще уместно так в те годы была определённая мода на формы автомобилей и сходства с ведущими мировыми автомобильными фирмами вполне закономерно.
Если только не одно но в то время за рубежом после войны  авто дизайн уходил вперёд. Не так чтоб очень далеко в США например на стыке пятидесятых шестидесятых сформировались культовые образы,ныне классических траков, так любимых американскими водителями. Они сочетали в себе традиционную для   40-50-х годов кабину и широкий капот, характерный для современных грузовиков.

Пример дизайна грузовиков США 50-60 г.г.
Некоторые модели с родни КрАЗу прожили долгий век на конвейере  к примеру Mack серии R пошли в производство в 1966 году и выпускались аж до 2005 года. Только кабина не деревянная была :), но тут нужно сказать что в Ярославле к концу 50-х уже был проект с металлической кабиной, от ЗиЛа 130. Её хотели использовать на трех грузовиках ЗиЛ, ЯАЗ, Урал. Об этом позже.

В Европе копотные грузовики в те времена понемногу исчезали, так как в стесненной Европе места не много, а грузов много? грузовики потихоньку лишались "носа." Больше распространение  получила  компоновка кабина над двигателем. Естественно она имела свои плюсы.
Пример дизайна копотных грузовиков Европы 50-60 г.г.


Уровень унификации между двухосным ЯАЗ-200 и трёхосным ЯАЗ-210 составил 80 %. Для анализа дизайна нам важен только экстерьер. Кабина была одна на две модели 2-х осных и 3-х осных грузовиков из Ярославля одинаковой - "деревянной".  Решение крыльев максимально унифицированы,  капот  длиннее у 210 из за другого двигателя, что сказалось на общем силуэте. Стилистически очень похожи  по причине уменьшения затрат на новые штампы, стране нужны были новые самосвалы, тягачи, бортовые грузовики  и чем скорее тем лучше.
И отличались они от  Маск как бы там не говорили  довольно сильно капот был другого типа  – "аллигаторный, " кабина у нас так и осталась более угловатой деревянной, предположу что на металлическую не хватало ресурсов, облицовка радиатора стояла оригинальная, кроме того, вместо бездисковых колес Mack, все «ЯАЗы» комплектовали дисковыми, немецкого образца. 

Фото ЯАЗ 210А и для сравнения ЯАЗ 200
 Фото ЯАЗ 210Д и для сравнения ЯАЗ 205
Хорошо видно что капот  у двухсот десятого длиннее. 



Проведенная в конце 1957 г. модернизация всех выпускаемых моделей ярославских автомобилей повысила их экономичность и надежность. Просторнее стали новые трехместные кабины, изменилась передняя облицовка, возросла надежность тормозов, облегчилось управление. Усовершенствованные автомобили получили новые индексы: бортовой грузовик - ЯАЗ-219, седельный тягач - ЯАЗ-221, самосвал - ЯАЗ-222.




Комментариев нет:

Отправить комментарий